Горошек на вилке с ножомА надо ль есть с ножом и вилкой… Кто мы?

В детстве мне хотелось быть похожей на аристократов:  обедать на белоснежной скатерти, непринуждённо орудуя ножом и вилкой, пить вино из хрустальных бокалов… Ну хотя бы и сок! Я тренировалась.

Однажды поехала в гости к своей подруге, на дачу, где бабушка положила перед каждым прибор: нож справа, вилка слева. И я с ужасом отметила, как неловко чувствовали себя за столом домашние. Увидев со стороны, как смешно пытаться ВЫГЛЯДЕТЬ аристократом, я оставила это занятие. И с удовольствием ем вилкой. Или ложкой. :-)

И всё же…

Мы живем в культуре. Все. Или почти все. Потомки русского дворянства, старой и новой интеллигенции, крестьян. Узбеки, арабы, конголезцы, русские, французы. Или вне культуры — люмпены, отрезавшие корни культуры родной, но не прижившиеся в иной.

Кто я?

Мой дед провёл детство в деревне под городом Плавск. Хотя родился в Москве. И учился в Москве. И работал всю жизнь военным строителем в Москве. Однако детские впечатления о деревне, о любимой лошади и пашне, о деде-костоправе, о том, как ходили с ребятами «в ночное», глубоко в нём засели. Мы с братом так часто просили дедушку рассказать о деревне. И он рассказывал с удовольствием. И землю на даче обрабатывал с удовольствием. И самодельное варенье разливал по банкам столовой ложкой с удовольствием.

Вот и я в деревню из Москвы сбежала. Домой.

Кишлак Зармас и Ходжа Насреддин

Мы много ходили по горам Средней Азии, недаром я ссылаюсь на своих узбекских друзей. Во время одного из таких походов нас занесло в небольшой кишлак Зармас, что на реке… Не скажу на какой :-) .

Тропа в кишлак поднимается с реки по почти отвесной стене. Издали мы не могли понять, как туда забраться без альпинистского снаряжения. Однако, приблизившись, мы заметили «на стене» вьючного ишака, потом ребёнка, потом местную бабушку. Оказалось, там была тропа. И не тропа даже, а целая гужевая дорога. Она вилась серпантином вокруг больших камней, по каменным ступеням, по деревянным мостикам, по земляным полочкам, укреплённым со стороны пропасти аккуратным плетнём.

Дорога была делом рук жителей Зармаса. Они не ждали помощи «района», каждый, проходя по ней, подкладывал камушек в нужном месте, правил плетень. В горах иначе не выжить. К слову, в кишлаке тогда даже не было электричества. Там нас напоили божественным катыком с чёрной лепёшкой из тандыра и показали путь дальше. Я не могу передать то ощущение спокойного достоинства, какое исходило от местных жителей. Даже от женщин…

Я знаю и другие кишлаки. Где асфальтовые дороги и электричество. И спутниковое телевидение. Мне рассказывали знающие люди, ЧТО смотрят местные жители через свои тарелки. Вы, надеюсь, и не подозреваете о существовании таких телеканалов. Там можно всем и всё. Представляете, какая кислая смесь бродит в головах и душах тех людей?..

Причём тут Ходжа Насреддин? А я его очень люблю, и всем советую читать и перечитывать притчи. Для меня Восток — это мир Ходжи Насреддина, и не говорите, что времена, мол, не те…

Правда о «СОВКЕ»

Эта тема не для маленькой заметки. Я жду, когда же талантливый режиссёр снимет талантливый и правдивый фильм о том, как это было на самом деле. В 60-70-80-ые годы. Пока мы помним. Фильм про жизнь нормальных людей в Советском Союзе. О физиках и лириках, о самиздате Бродского и Стругацких, о походах по бескрайним просторам Сибири и горам Средней Азии. Про то, о чём на самом деле говорили и пели на советских кухнях. Про студенческие отряды и комсомол, тот комсомол, который был качественной тусовкой умных молодых людей…

Знаете, чем занимались студенческие отряды физфака МГУ в советские времена? — Реставрацией Соловецкого монастыря. Мне рассказывали, как девушки любовно штукатурили монастырские стены булками, чтобы  ровнее было…

В магазинах, как известно, в советские времена ничего не было. Однако, целый класс мог завалить после уроков к кому-нибудь домой и был накормлен. Мы могли сгонять в Питер — мы так и говорили «в Питер» — и «вписаться» к знакомым знакомых на неделю. Они нас кормили и выдавали ключи от квартиры. Взаимно.

Это я тоже о культуре. О нормальных людях в Советском Союзе. Мы — оттуда.

Этюд о бокале

Мои друзья как-то решили поехать в Париж. На электричках. Полёт на самолёте — совсем не то, для самолёта существует только Москва и Париж — два мегаполиса. А между ними, кстати, лежит почти вся Европа, большие и малые города, деревни и полустанки. Ребятам приходилось порой ночевать на маленьких железнодорожных станциях. На одной из таких ночёвок они оказались по соседству с местным французским бомжом. Бездомные — они и во Франции бездомные. Мужик, прежде чем устроиться спать, достал откуда-то из-под лавки бутылку вина, откупорил… Затем опять полез под лавку и выудил оттуда… бокал. Всё же это Франция. Культуру не пропьёшь!

Этюд о варёной колбасе

Конец 80-х годов. Еду на дачу в электричке. Напротив устроились две огромных женщины с такими же огромными сумками. Возвращаются из Москвы с покупками. Проголодались. Одна Женщина достаёт батон варёной колбасы и отламывает толстый шмат, руками, хищно вгрызаясь в колбасное тело ярко накрашенными ногтями…

Б-р-р-р. Мерзко. Это не брезгливость. Нет. Мне было жалко колбасу, как некое существо.

Кто были эти люди? Откуда? Из деревни? — Да ни один крестьянин не сделает такого! В семье деда ели из одной миски. Но строго по старшинству. С уважением. К плодам земли и к себе.

Узбеки не режут хлеб. Они ломают лепёшку. С уважением к хлебу. И к себе.

Англичане-аристократы едят зелёный горошек «со спинки вилки». Узбеки и непальцы традиционно берут рис только руками. С уважением.

Не в том дело, к какой культуре ты принадлежишь, но в том дело, принадлежишь ли ты к культуре.

В современной городской суетной мешанине так легко затеряться, однако… Я горжусь своим крестьянским происхождением.

Молитва пожилой жительницы Непала

 

Любопытно? Поделитесь с друзьями:
Общайтесь со мной на

Related posts:

  1. Червивые грибы. Есть или не есть — вот в чём вопрос…

  31 Ответов в “А надо ль есть с ножом и вилкой… Кто мы?”

  1. Действительно культуру не пропьешь!

  2. К сожалению, сейчас многим культуры не хватает, вне зависимости откуда они.

  3. Я тоже из крестьянского рода, но мои предки никогда не были крепостными, а назывались они Государственными крестьянами и писалось это с большой буквы. В деревне была школа, все крестьяне были грамотными. Все это я узнала в архиве, когда составляла семейное древо.
    Это очень интересно покопаться в старых документах и обнаружить в них упоминание о своих предках.

  4. вот мы, кто помним и будем друг с другом делиться, а для молодых это рассказы о не существующей жизни, так Властелин колец интереснее

  5. «Совок» я очень люблю и вспоминаю только с теплотой. А нынешняя вседозволенность, называемая демократией, приводит в ужас.

  6. Прекрасная статья, которая вызвала ностальгию по прошлому времени. И очень жаль, что оно ушло, не потому, что ушла юность, а потому, что люди были другими — более добрыми, более чуткими и на мой взгляд, более культурными. Ведь сейчас понятие культуры многими просто утеряно. Большое спасибо за статью!

  7. как слышу про нож и вилку,вспоминаю Калиостро,котрый говорил:ножем и вилкой роем себе могилу.

  8. Замечательная статья, воспоминания нахлынули, я тоже из «совка». Всё это было и поездки в Питер на выходные к друзьям, и затертые до дыр, перепечатанные книги Пастернака, Бродского, Мандельштама, Цветаевой и посиделки на кухне. Просто мы были молоды!

  9. Хочется заметить, что люмпены- это люди не обязательно «отрезавшие корни культуры родной».

  10. Про «совок» соглашусь с мнением многих комментаторов — было здорово! Комсомол организовывал —было интересно. Сейчас дети в школе и заняться то не знают чем. У нас такого не было.

  11. А меня все устраивает и в настоящее время, культура идет скорее от самой семьи и у каждого свои традиции и обычаи,которые и стоит передавать из поколения в поколение. У одного народа может быть разное «лицо», независимо крестьянского они или дворянского происхождения..
    Спасибо,интересная статья!

  12. Думаю нужно есть вилкой и ложкой, мы ведь культурные люди!

  13. Да, вопрос интересный, но и ответ думаю очевидный. Конечно да!

  14. Ностальгия. Она у многих кто из того времени. Жаль только, что мы как овцы, куда гонят туда и идем.

  15. У меня остались только положительные воспоминания о советском периоде. Главное, было спокойствие и уверенность в будущем. А сейчас…

  16. Мне хватало Советской культуры!

  17. Большая половина жизни прошла в «совке». И многое из того, что тогда было доступно самым простым людям, практически каждому, сейчас является пределом мечтаний половины населения…
    Не грущу, но констатирую факты. В каждой эпохе есть свои прелести, свои недостатки.

  18. А мои предки были помещиками. Со стороны отца предки владели какой то обувной фабрикой. А там, где я живу сейчас раньше так же были владениями моих предков. И такое чувство охватывает, когда едешь по окрестностям, что могли быть твоими. Мне вот жаль, что революция все это отняла. Хотя кто знает, если бы не революция, то и меня могло бы и не быть.

  19. Замечательная статья, Ольга!
    Да, нам досталось другое время. Мы были молоды и романтичны. Мы много читали, много общались. Могли позволить себе уехать на выходные в Питер. Собрать рюкзаки и отправиться в поход. И это было естественно и здорово. А теперь, когда мой умный взрослый сын отправляется с друзьями в поход, я за него очень волнуюсь…

  20. Да, прошло время и теперь можно сравнивать нынешнее и настоящее, и говорить о том советском времени. Были в нем и хорошие моменты.

  21. Про французского бомжа понравилось. а еще понравилась идея поездки на электричке по Европе. В этом что-то есть.

  22. С тоской вспоминаю как умели принимать пищу и разговаривать наши отцы и деды. Это же песня!!! Культурно. Слух ласкает. Жаль, что современность этого не умеет, да и не хочет уметь. А умение пользоваться ножом и вилкой, еще не говорит о культуре поведения. Можно и ложкой принимать пищу и быть при этом эстетом.

  23. Ностальгия такая после прочтения вашей статьи. Побольше бы нашеq молодежи читать книг и смотреть фильмов о нашей истории Российской, да о наших предках — есть чему поучиться — что такое честь, совесть и т.д.

  24. Так хорошо написали. Действительно, в соцвремена было очень много и хорошего. И люди добрее, что ли были, отзывчивее. Потому что больше общались, а уж в деревнях все праздники праздновались всей деревней.

  25. А я считаю, что поведение человека должно зависеть от места его нахождения. Странно есть вилкой и ножом в деревне, а вот на светском приеме вы ложку попросить не смеете. Вот так и подстраиваемся. Се ля ви, как говорят французы

  26. Мне очень понравилась статья! Столько вопросов Вы всколыхнули, Ольга! Я тоже с любовью вспоминаю то время. Оно было проще, понятнее и человечнее. Наверное, ещё и потому, что завтрашний день был предсказуем, волноваться по большому счёту было не из-за чего. В отпуск ездили, правда, больше по стране, но зато — по какой! Хочешь — в Самарканд, хочешь — в Ригу, или Сочи. Учиться — только пожелай, в любом вузе! …А в деревне ели ложками из одной огромной миски.

  27. А я обычно мясо режу с помощью двух предметов. но в основном ем чем-то одним. Блюда редко попадаются, требующие серьезных действий.
    Бывает, даже курицу неохота руками есть.

  28. Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
    Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
    Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях.

    Л.Н. Толстой

  29. В совке было много плюсов, но и столько же минусов. Сейчас минусов стало больше.

  30. Все родственники со стороны отца из Питера, со стороны мамы из уральской деревни, но воспитывала меня бабушка из Питера. Заставляла есть вилкой с ложкой, салфетки в кольце и так далее. Бывая в европейских странах, видел, что там все едят применяя ложку и вилку. Я спокойно владея этими инструментами, часто ленюсь применять ножи. У нас в массе это не принято.
    Как же я не скучаю о тех советских временах. Моё счастье, что жил на периферии, а то бы меня вытурили из страны вместе с шестидесятниками.

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

   
© 2012 Ленивый сад
info@sadovos.ru